Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии

26 июня исполнилось 137 лет со дня рождения знаменитой русской балерины и выдающегося педагога Агриппины Вагановой, чьё имя носит Академия русского балета. Её путь к успеху был таким долгим и тернистым, что подруга, жена Блока Любовь Менделеева, называла её «мученицей балета». Обстоятельства не позволили Вагановой осуществить на сцене все мечты, но она реализовала их в своих ученицах – лучших балеринах страны. Агриппина Ваганова стала первым в СССР профессором хореографии, хотя в своё время ей предлагали лишь место в кордебалете.

 

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова – танцовщица и педагог

Отец Агриппины был капельдинером в Мариинском театре, в 10-летнем возрасте девочку отдали в Петербургское театральное училище, в балетный класс. Данные Вагановой не были блестящими: небольшой рост, мускулистые ноги, крупная голова, широкие плечи – но на выпускном экзамене, благодаря годам упорного труда, она была одной из лучших.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Танцовщица, которую называли «царицей вариаций»

По окончании училища Ваганову зачислили в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Долгое время ей доставались лишь небольшие малозначительные роли. Примами в ту пору были Т. Карсавина, А. Павлова, М. Кшесинская – именно их балетмейстер Мариус Петипа считал эталоном изящества, женственности и грациозности, а у Вагановой была слишком жёсткая пластика рук, а её классический танец казался ему бесперспективным.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова

Жена Блока Любовь Дмитриевна дружила с Агриппиной Вагановой всю жизнь и была свидетельницей тех невероятных усилий, которые танцовщица прилагала в работе. За это подруга называла её «мученицей балета». Сама Ваганова с горечью признавалась: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова – танцовщица и педагог

Сольная партия Вагановой впервые досталась благодаря случайному стечению обстоятельств: Тамара Карсавина повредила ногу, и Агриппине пришлось её заменить в балете «Шопениана». Лишь спустя 2 года ей вновь посчастливилось оказаться на первых ролях: на этот раз она исполнила партию Одиллии в «Лебедином озере», о которой давно мечтала. Помимо этого, ей достались главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Успех пришёл к ней слишком поздно, в 1915 г. её отправили на пенсию – на тот момент ей было 36 лет.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова со своими ученицами

Это был очень сложный период в её жизни: со сценической карьерой пришлось распрощаться, в личной жизни произошла трагедия. Мужчина, с которым она уже несколько лет жила в гражданском браке, в канун рождества 1917 г. покончил с собой. Ваганова осталась с тремя детьми (один свой сын и двое детей умершей сестры) практически без средств к существованию. Ей приходилось выступать с концертами за картошку и хлеб.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова со своими ученицами

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова со своими ученицами

В 1920 г. её взяли в штат балетного училища Мариинского театра на преподавательскую деятельность. Условия были крайне стесненные, ученицам приходилось заниматься в платьях и кофтах. Но Агриппина Ваганова была счастлива: она нашла своё призвание в воспитании талантливых танцовщиц. Она вырастила 29 выпусков, среди её учениц были самые лучшие балерины: М. Семёнова, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, О. Моисеева, И. Колпакова и другие.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Первый в СССР профессор хореографии

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Первый в СССР профессор хореографии

Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. В 1934 г. она выпустила книгу «Основы классического танца», которая до сих пор не теряет своей актуальности. Агриппина Ваганова сделала для русского балета гораздо больше, чем просто воспитание талантливых танцовщиц: ей удалось сохранить традиции классического балета в ту пору, когда этот вид искусства большевики считали «чуждым пролетариату».

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Агриппина Ваганова – танцовщица и педагог

В 1943 г. Агриппине Вагановой присвоили звание профессора хореографии – первой в стране. Она преподавала до самой смерти. Её не стало в 1951 г. В память о её заслугах хореографическое училище получило её имя. Сейчас это Академия русского балета им. Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге.

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Могила Вагановой на Волковском кладбище

Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
Первый в СССР профессор хореографии

Источник ➝