Последние комментарии

  • marija bogoslovskaja (рябова)12 декабря, 0:33
    ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ --- Вера - мощная сила, которая сметает на своём пути любые преграды! Верь и получайте своё чудо! ...Доказано: вера исцеляет и меняет генетический код организма!
  • Людмила Анисина12 декабря, 0:17
    К некоторым мудрость всё же с годами приходит.Приятно . Анфиса Чехова: «Я не хочу тратить свою жизнь на все это». Вроде бы такие очевидные истины, но...
  • Alex PoP11 декабря, 23:30
    Ох уж эти английские учёные! )))Большая попа у женщин - это признак здоровья и ума

Что для дворянки значило — потерять честь. И чем это грозило

Какие ошибки совершали представительницы привилегированного сословия и чем за это расплачивались?

Запреты и условности, мнение света и правила, — у женщин-дворянок поводов опростоволоситься было намного больше, чем у купчих, мещанок или крестьянок.

Роковые страсти

Жизнь девушек и женщин высших сословий всегда была уединенной и замкнутой, а кротость и скромность — являлись ценнейшими добродетелями.
По наблюдениям австрийского барона Мейерберга, досуг московских княжон был «жалким». Домашний уклад, напоминающий монастырский, предполагал тщательный присмотр мамок и нянек. Но пылкое сердце 16-летней барышни требовало чего-то, о чем и подумать-то было грешно. Что ожидало тех, кто не в силах был унять «безумную дрожь»?
Если удавалось скрыть факт любовных похождений, то кроме усиления надзора — ничего. Если же перед замужеством выяснялось, что девушка обесчещена, то о достойной партии можно было забыть — либо в девках век вековать, либо выходить за первого посватавшегося.

Тайный брак

В вопросах выбора жениха мнением девушки интересовались в последнюю очередь. Если же у девушки имелся «друг сердешный» на примете, то она могла решиться на предосудительный поступок — сбежать из дома и тайно обвенчаться.
В мемуарах XIX века находим отчаянный поступок дворянки Яньковой, которую некий молодой офицер уговорил на свадьбу и побег. Он оказался женатым, а после рождения ребенка девушку бросил.
О ее дальнейшей судьбе ничего не известно, но последующие поколения не раз упоминали о «великом позоре» — мать (бабка, прабабка) «не вышла замуж, а бежала».

Без роду и племени

До екатерининской эпохи знатная женщина, выбравшая в мужья человека низкого сословия, полностью лишалась статуса и привилегий.
В дальнейшем вышедшая за неровню дворянка сохраняла аристократическое происхождение, но не могла передать его своим детям.
Одна из родственниц первой жены Петра неоднократно слезно умоляла царя благословить ее на брак со слугой и получила одобрение только после того, как прожила с лакеем три года и родила ему второго ребенка. В обмен — женщину «попросили на выход» из дворца, и о ее судьбе ни в одном из источников упоминаний нет.

Замуж за дурака

В свете существовал и «образовательный ценз», по которому браки дворянок с неграмотными (и даже недостаточно образованными) считались mauvais ton (дурным тоном). Предполагалось, что безграмотный не сможет достигнуть успеха в жизни, не займет хорошее положение в обществе, не создаст для семьи благоприятные условия — выходить за такого всё равно, что смертный приговор себе подписывать. Более того, с начала XVIII века каждая невеста должна была знать «церковный минимум», а тех, кто не мог написать своего имени, специальным петровским указом было велено «замуж не допускать».

Двоемужство

Случаи, когда дворянки имели двух мужей, скорее, исключение, чем правило. На протяжении всего XVIII века Россия постоянно воевала. Некоторые дворянки, не получавшие от мужей годами известий, решались на повторный брак (лет через 7-10 после последнего общения с мужем).
Обычно им давали временный развод и разрешали обрести личное счастье, но если первый муж возвращался, то поступок «нетерпеливой женки» общество осуждало, а брак расторгали.
Объявившийся муж мог продолжить жить с женой, но чаще — он сам женился во второй раз, и закон не создавал ему никаких препятствий. Примечательно, что в одном из подобных дел Святейший Синод велел женщине, не дождавшейся мужа, оставаться в безбрачии, пока супруг не скончается.

Прелюбодеяние

До конца XVII века вступившую «в блудное сожитие» жену секли плетьми (или назначали длительную епитимью), а затем ссылали в монастырь. Ну и, конечно, муж мог отвести душу - побить неверную жену и отобрать у нее все ее имущество.
Позже ситуация начала меняться — требования закона останавливали женщин в меньшей степени, особенно если речь шла о знатных и богатых.
Худшее, что их ожидало — развод, но и по нему, как пишет антрополог Наталья Пушкарева, они «не впадали в нищету», а могли отсудить у экс-супруга «седьмую часть имений и четверть движимости и капитала».

Пренебрежение долгом

Мы знаем множество историй женщин, последовавших за мужьями в ссылку, и общество видело в этом благородную жертву во имя долга.
Напротив, женщин, которые не спешили разделить судьбу мужа, а требовали развода, свет считал бесчестными. Хотя на такое решение дворянки имели полное право после екатерининского указа, когда вечную ссылку признали одним из оснований для расторжения брака.
обзор по материалам из интернета