Психофизиология и ее применение для самосовершенствования

Эксперт – психофизиолог Татьяна Маясова

Психофизиология – это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В статье мы расскажем основные моменты этой науки,  что она изучает, как влияет на стресс, эмоции, интеллект, творчество и т.д.  

Разделы психофизиологии

Психофизиология – это раздел психологии,  даже, можно сказать, что она является отдельной областью, которая занимается изучением  места биологических факторов  при выполнении умственной деятельности, в том числе свойств нервной системы. По направлению обучения принято различать психофизиологию изучающую:

  • восприятие и ощущение;
  • речь и мышление;
  • внимание;
  • чувства;
  • произвольные шаги;
  • дифференциальную психофизиологию.

Кроме того, данную наука часто называют областью междисциплинарных исследований, которая развивается где-то по середине между психологией и нейрофизиологией. Данная наука под своей целью понимает   – единое изучение психики с ее нейрофизиологическим субстратом. Также психофизиология анализирует взаимодействие мозга с психикой, влияние биологических факторов, а также характеристику нервной системы. На самом деле многие ученые считают, что изучение функций строения мозга и нервной системы только начинается.

Психофизиология стресса

Стресс – это реакция человеческого организма на перегрузки, отрицательные эмоции или просто однообразное возбуждение.

Психофихиология стресса

Условия стресса.

Любой раздражитель трактуется двояко:

  • с объективной стороны (в коре головного мозга);
  • с субъективной стороны (в лимбической системе).

Когда субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает пусковую роль, автоматически вызывая серию соответствующих физиологических реакций. Если угроза не ощущается, стрессовой реакции нет.

Последствия.

  1. За стресс отвечают все  системы – нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т. д.
  2. Очень часто, особенно после длительного стресса, слабость возникает из-за переутомления всего тела.
  3. Стресс на фоне хронического гастрита обычно вызывает ухудшение активности «самой слабой» клетки организма, уже больного органа, такого как язва желудка.
  4. Стресс увеличивает риск заражения из-за ослабления иммунной системы организма.
  5. Чаще всего стресс сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы.
  6. Во время стресса дыхание учащается.
  7. Повышение уровня сахара в крови, которое также является частью реакции организма на стресс, запускает цепную реакцию, в которой так или иначе затрагиваются все системы организма.

Способы преодоления стресса.

  • Активно – познавательный (человек пытается контролировать оценку стресса);
  • Активное поведение (поведение личности ориентировано непосредственно на стресс);
  • Избегание стресса.

Психофизиология эмоций

Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы развития эмоциональных состояний. Открылись нейронные «центры» радости и негодования в подкорковых областях мозга. Было обнаружено, что эндокринные железы (гипофиз, кора надпочечников и мозг и т. д.), а также гормоны, выделяемые различными биологически активными веществами, играют важную роль в эмоциональном поведении.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с потребностями и мотивами,  отражают важность явлений и ситуаций, влияющих на человека, в форме прямых субъективных переживаний (удовлетворение, радость, страх и т. д.). Эмоции, сопровождающие практически все проявления жизни человека, являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения для удовлетворения потребностей.

Происхождение и течение эмоций тесно связаны с активностью систем модуляции мозга, при этом лимбическая система играет ключевую роль.

Лимбическая система – это комплекс функционально связанных филогенетически глубоких структур мозга, которые принимают участие при регулировании вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций в организме.

Вдоль нервных путей головного мозга все сигналы сенсорной нервной системы, ведущие к коре головного мозга, проходят через одну или несколько лимбических структур. Такими структурами являются:

  • миндалина,
  • гиппокамп,
  • часть гипоталамуса.

Все сигналы, которые идут от коры мозга, также проходят через одну из этих структур. Каждая часть данной системы отвечает за развитие разных эмоций. Но в основном активная деятельность эмоций зависит от миндалины и поясной извилины. Однако лимбическая система в основном участвует в развитии эмоциональных реакций, которые уже возникали в жизни. Есть убедительные доказательства того, что многие основные человеческие эмоции имеют эволюционную основу. Эти эмоции наследуются лимбической системой.

Психофизиология поведения

За исключением самых примитивных многоклеточных животных, все поведения животных основаны на деятельности нервной системы. Все раздражения из внешнего мира и самого тела животного ощущаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, обрабатываются там, а оттуда к другим нервам в мышцы (или железы), что приводит к некоторой активности у животного. Таким образом, поведение животного основано на деятельности его нервной системы, в том числе самой сложной ее части – мозга.

Следовательно, чтобы понять законы, управляющие развитием поведения животных, необходимо знать основные физиологические процессы, лежащие в его основе. Эти процессы подробно изучаются в спецкурсе «Физиология центральной нервной системы».

Психофзиология сна

Сон – это специфическое функциональное состояние нервной системы и организма в целом с характерным поведением и психофизиологическими показателями.

Физиологические изменения во время сна.

  1. Наиболее частые симптомы сна включают снижение активности нервной системы и потерю контакта с окружающей средой из-за нарушения сенсомоторной сферы.
  2. Порог любой чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) увеличивается во время сна. Порог можно использовать для оценки глубины сна. В первых четырех фазах порог обнаружения увеличивается на 30-40%, а в фазе быстрого сна – на 400%.
  3. Рефлекторная функция во время сна сильно нарушена.
  4. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно снижены. Однако определенные типы активности коры головного мозга и ответы на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального прерывистого сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Это явление называется частичной бдительностью.
  5. Большинство мышц во сне находятся в состоянии покоя и человек способен долгое время сохранять определенную осанку. Это улучшает тонус мышц, закрывающих веко, а также кольцевых мышц, закрывающих мочевой пузырь. Когда вы засыпаете, ваше сердце и дыхание замедляются и становятся ровнее.

Психофизиология интеллекта                                               

Психофизиологический подход основан на предположении, что определенные характеристики работы мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу умственных способностей.

Важнейшим представителем психофизиологического редукционизма является Г. Айзенк, считавший, что интеллект определяется скоростью обработки информации нервной системой. Скорость обработки информации связана с уровнем активации нервной системы. Ссылаясь на свои исследования, он делает следующие выводы:

1) у нормальных детей корреляция между параметрами ЭЭГ и IQ мала;

2) особенно выражен у детей с задержкой умственного развития и задержкой развития в пограничной форме;

3) более зрелые по параметрам ЭЭГ дети имеют более высокий IQ;

4) распределение частот ЭЭГ в большей степени коррелирует с IQ, чем топографическое распределение.

Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потенциалов (AEP) положительно коррелировали с IQ, в то время как время задержки и смещение EP были отрицательными: корреляции варьировались от 0,20 до 0,40.

Мнение эксперта о психофизиологии мужчины и женщины

Татьяна Маясова – психофизиолог

Как мы знаем, мужчины и женщины отчитаются по строение мозга.  Следовательно, у них разная психофизиология. В видео Татьяна рассказывает об этих различиях.

Заключение

Психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения в  нервной системе человека. Ученые объясняют связь разных аспектов жизнедеятельности  с работой памяти, эмоций, сна, чувств, мышления и интеллекта.  Методами исследования данной науки такие же разные как у другой любой,  к ним можно отнести имплантацию электродов в мозге человека, также использование специальных устройств для регистрации физиологических проявлений.

Поделитесь знаниями:

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x