Советы от бизнес-тренера Ирины Хакамада
Если кто-то рассказывает вам, что просто шел по улице и его вдруг озарило – не верьте. Моменту озарения всегда предшествует много работы: изучение существующих продуктов, исследование материалов, разработка форм, десятки скетчей и множество ошибок. А потом выясняется, что помимо этого, человек уже много лет читает дизайн ресурсы, ходит на выставки, а в свободное время интересуется пчелами и роботами. Чувствуете? Уже появляются точки соприкосновения, и формируются зачатки идеи. Получается, что человеку необходимо все время пополнять свой банк знаний и интересоваться разными областями, что бы сочетать найденные элементы в своей работе. Если вы не читаете и не смотрите, то и сочетать будет нечего. В нашей статье мы расскажем, как находить идеи в любых жизненных ситуациях, как генерировать их, научиться придумывать новые.
Содержание:
Как находить идеи в любых жизненных ситуациях?
Считается, чтобы идеи были актуальными, бьющими в боль аудитории, нужно понимать, что есть боль сегодня. Т. е. быть в курсе новостей . Сегодня, например, боль – последствия карантина, беда с бизнесом и расовая дискриминация (у разных людей разная боль).
Но чтобы снять, например, фильм, нужно брать боли поосновательнее. Ведь фильм вы будете снимать довольно долго, а о некоторых волнениях забывают через неделю. Можно не успеть. Поэтому ориентируйтесь на классические, вечные боли – любовь, одиночество, отцы и дети. Хотя бы для начала.
Кроме новостей существует масса способов разработать идею. Например:
- Способ Бредбери. Записывать произвольные слова (карандаш, облако, дно) и искать между ними взаимосвязь (мальчик хотел докинуть карандаш до облака, но он упал на дно большой ямы, и теперь придется его доставать ).
- ТРИЗ
- Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно. Надеваете шляпу и мыслите только в этом ключе, затем другую и т. д.
- Фрирайтинг – в течение 15-20 мин. выписываете все мысли, что копошатся в голове, всё подряд: «надо придумать идею, а посуду не помыла, я не знаю, что писать, что писать, что писать не знаю» и т.д. Пока голова не освободится от шума и идеи не пойдут сами.
- Мозговой штурм. Выпишите тему и думайте над ней, не переключаясь. Выписывайте любые, даже самые непроходимые идеи. Потом играйте с ними (составляйте, дробите, объединяйте и т. д.).
- Диаграмма связей: идея – несколько ассоциаций – еще ассоциации и т. д.
Идеи с помощью вопроса
- Метод заключён в вопросе “Чего хотим?”. Пишем проблему, запрос, задачу. Отвечаем на вопрос “Чего хотим?”. Записываем ответ. Смотрим на него, только на него, как на новую проблему и спрашиваем “А от этого чего хотим?”. И так до 6 колена. Смотрим на первый вопрос и шестой ответ. Подходит? Нравится? Если нет, повторяем или переходим к следующему методу.
- Пишем проблему и спрашиваем себя: “Как я могу все испортить?”. Отрицаем все позитивные варианты. Задача написать только варианты, как вы все провалите. Это очень классная практика.
- Идём в Пинтерест, смотрим то, что нравится и спрашиваем себя: “Что в этой картинке/фото/ролике поможет мне решить проблему? Что в этом о моей проблеме? Что мне откликнулось и почему?
- Метод Scamper. Состоит из 7 тезисов, о которых нужно думать последовательно.
- Заменить? (Что? Как? Почему? Зачем? – эти вопросы применимы ко всем пунктам).
- Комбинировать?
- Адаптировать?
- Изменить? Увеличить?
- Найти другое применение?
- Устранить? Уменьшить?
- Поменять на противоположное?
Часто решение находится ещё до того, как доходишь до последнего вопроса.
Идеи с помощью слов
Как находить идеи в любых жизненных ситуациях? Способ Бредбери заключался в выписывании не связанных никак слов, которые он потом брал и пытался найти ассоциации. Существует много подобных методик.
- Метод аналогии. Берете несколько характеристик объекта, проблемы. Пишите идентификатор каждого. Ищите аналогии, сравниваете, сталкиваете их между собой. Круто если аналогии получаются абсурдными, отражают экстремальные ситуации или последствия, изменяют пространство и время или содержат соревновательный эффект. Например: Турнир по теннису в Париже. Идентификатор Парижа – Эйфелева башня, круасан , Лувр. Турнира – корт, мяч , игрок. Ищем пересечения, получаем, например, игра в теннис на вершине Эйфелевой башни, где мяч уносит порывом ветра. Или Эйфелеву башню желтим под теннисный мяч. Корт в Лувре, среди картин. Мона Лиза ловит мяч, пр.
- Меппинг. Разновидность метода аналогий, но в нем вы ищете ассоциации к проблеме, затем ассоциации ассоциаций, создавая дерево ассоциаций. И уже после находите взаимосвязи между конечными словами.
- 100 слов. Метод, который заключается в выписывании 100 слов, которые связаны с предметом, проблемой. Последние 10 будут самыми точными и оригинальными для решения проблемы. Делайте с ними, что хотите.
- Прилагательные У. Диснея. В один столбец пишем прилагательные, связанные с проектом, в другой рандомные. Перемешиваем. Ищем столкновения, ассоциации, аналогии.
Мозговой штурм
Цель мозгового штурма — не идеальная идея, а много разных идей, коллаборация и открытость к неожиданным решениям.
Правильный мозговой штурм проводят в три этапа:
- Осознание проблемы.
- Сбор информации.
- Озарение. Озарение происходит в коре головного мозга. А руководят этим процессом лобные доли мозга, в которых находится интеллект человека.
Как «штурмить» правильно?
- Не бракуйте идеи сходу. Придумать сразу что-то гениальное — это почти фантастика. Поэтому не стоит пренебрегать идеями, которые на первый взгляд кажутся глупыми. Записывайте все, что приходит в голову — даже самая бредовая мысль перерасти в нечто очень крутое
- Делите или объединяйте. В голову пришла гениальная идея, но она кажется очень глобальной и невыполнимой? Разделите ее на несколько небольших задач, с которыми можно справиться постепенно. Можно делать и наоборот: если есть несколько казалось бы незначительных идей, попробуйте их объединить. Возможно, на основе нескольких малюсеньких идеек вам удастся придумать что-то масштабное
- Внесите элемент игры. Возьмите одно тематическое слово, во время мозгового штурма придумайте к нему несколько ассоциаций и разбейте их на группы. Чем и как они могут быть связаны? Целью? Предназначением? Теперь время подумать, как ваша аудитория может сопоставить эти слова с вашим брендом
- Создайте доску настроения. Сочетание изображений, цвета и визуального расположения помогают освободить те идеи и чувства, которые могли бы и не появиться на поверхности. Можно использовать реальные или виртуальные доски — здесь все зависит только от вас
- Рисуйте. Не умеете? Не страшно, не надо быть Пикассо или Рембрандтом, достаточно рисовать бессмысленные каракули на листе бумаги — это освобождает краткосрочную и долгосрочную память
Как найти идеи для блога?
Иногда случаются такие ситуации, что наш мозг просто устает генерировать новые идеи нон-стоп. Кажется, что и про это вы уже писали, и про то, совсем не осталось ничего интересного.
Вот несколько советов, которые точно помогут вам найти вдохновение и придумать крутые темы:
- Спросите у друзей. О чем бы они с удовольствием посмотрели ролик или прочитали пост? Они могут предложить много неожиданных вариантов.
- Посмотрите вокруг. Возможно, у вас есть вещь, о которой можно интересно рассказать (игрушка, комикс, гаджет, книга…).
- Анализируйте конкурентов. Посмотрите блоги конкурентов и проанализируйте, какие тематики и какой вид контента наиболее популярен.
- Отдохните. Серьезно. Не думайте и не занимайтесь блогом неделю (или 2), направьте все свои силы на получение хороших эмоций, тогда свежие идеи от отдохнувшего мозга не заставят вас ждать.
- Поменяйте жанр. Подумайте о том, не стоит ли сменить тематику блога? Если вы вели блог о личной жизни, то попробуйте снимать кулинарные видео или летсплеи, к примеру.
- Посещайте новые места. Ходите туда, куда не привыкли ходить. Например, в аквапарк или планетарий, на базу отдыха или скалодром. Позитивные эмоции помогут мозгу разрядиться и опять генерировать хорошие идеи.
Эксперт: Как находить идеи в любых жизненных ситуациях?
Ирина Хакамада – бизнес-тренер, писатель, кандидат в Президенты России в 2004 году.
Как придумывать креативные идеи? Почему лучше думается в команде? И почему лучший мозговой штурм – это беседа на отвлеченные темы. Об этом в видео.
Заключение
Как находить идеи в любых жизненных ситуациях?
- Сформулируйте стоящую перед вами проблему
- Всесторонне ее проанализируйте и составьте полный список ее характерных признаков.
- Рассмотрите каждую характеристику в отдельности и подумайте, как можно ее изменить или улучшить. Попытайтесь ответить на вопросы:«Почему это сделано именно так?» и «Как еще это может быть выполнено?»
- Старайтесь придать процессу творческий характер.