Тест «Несуществующее животное»: интерпретация и анализ рисунка

Эксперт –  психолог Наталия Холоденко

Тест «Несуществующее животное» широко применяется в психологических исследованиях,  так как из всех рисуночных тестов он наиболее информативен. Тест направлен на исследование психомоторных связей и особенностей психики. Исследования применяются среди старших дошкольников и взрослых.  В статье мы расскажем все про тест «Несуществующее животное», поделимся с вами вариантами интерпретации рисунка, а также покажем подробный анализ.

Тест «Несуществующее животное»

Тест «Несуществующее животное»: описание

Разработкой этого тест занимался психолог М.З. Дукаревич.  Тест относится к проективным методикам, это значит, что не надо использовать стимульный или наглядный материал. Человеку дают задание нарисовать несуществующее животное. Все остальное время в работе он использует только карандаши, бумагу и свою фантазию. Расшифровать рисунок вы можете и самостоятельно, но лучше довериться специалисту. Интерпретация рисунка поможет вам узнать:

  • Насколько высокая самооценка;
  • Какой уровень имеет умственное развитие;
  • Есть ли чувство тревоги у обследуемого,  и на каком оно уровне;
  • Имеется ли агрессия и депрессивность у человека;
  • Какова открытость человека к общению с окружающими;
  • Насколько творческая личность.

Основной и главной целью этой методики является понятие внутреннего состояния человека. Сам тест довольно просто сделать, так как для этого не нужно какое-то специальное оборудование. Всего лишь карандаш и бумага.

Надо понимать, что точный вывод после прохождения одного теста ждать не стоит. Ведь тестирование лишь предполагает состояние пациента. А заключительный вывод о психическом состоянии может сделать только психолог и только после использования других методик, кроме этой.

Тест «Несуществующее животное»

Инструкция

Для теста нам понадобятся:

  • бумага А4
  • цветные карандаши

Испытуемому предлагается лист бумаги А4 в той плоскости, в которой он захочет рисовать.  Ему надо лишь нарисовать животное, которого  не существует в природе.

Когда испытуемым  заканчивает рисовать несуществующее животное, ему задают ряд вопросов.

Примерный перечень вопросов:
  • Где живет это животное?
  • Что оно кушает?
  • С кем оно живет?
  • Как оно себя ведет при опасности, например, при нападении на него?
  • Есть ли у него друзья и враги? Кто они?
  • Что ему нужно для полного счастья?

Интерпретации теста

Типы животных

Время поговорить о типах животных, которых  рисуют чаще всего.

  • Первый тип – это существующее животное, например, кошка или собака.  Для  пяти – шестилетнего  ребенка это является нормой,  но для подростка и взрослого,  это говорит все-таки о скудности воображения.
  • Второй тип – это изображение вымершего животного, реально существовавшего. Примером могут быть динозавры.
  • Третий тип – это животное,  которое существует в нашей культуре, но в реальной жизни не существовало.  Например, различного рода русалки, гномы, единорог и многое другое. Это говорит о  скудности воображения  у взрослых, но для 8-9-летнего ребенка это нормально.
  • Четвертый тип животных, которых тоже часто рисуют, это так называемые составные животные. Например, берется голова крокодила, а ноги зайца, так называемый крокозай.  Это  изображение скорее свойственно рационалистом, чем творческим личностям.
  • Пятый тип животных – это животные, которые состоят из различных механических частей.  Такое животное чаще всего изображают люди с нестандартным мышлением и вообще подходу к жизни. Пресловутое и сложное изображение животного, которое выглядит настолько целостно, что мы не можем даже сравнить его ни с одним животным по сходству в нашем мире.  Это говорит о действительной творческой натуре.
Тест «Несуществующее животное»

Расположение рисунка на листе

Одним из основных важных критериев является расположение рисунка на листе:

  • в норме рисунок должен располагаться в центре листа вертикально расположенного;
  • если рисунок располагается ближе к верхнему краю листа,  это говорит о завышенной самооценке, о недовольстве своим положением в обществе и к стремлению к самоутверждению;
  • ближе к нижнему краю листа –  это обратная тенденция,  которая говорит про заниженную самооценку, нерешительность, неуверенность в себе.

Голова или ее заменяющие

Вторым важным показателем является центральная смысловая часть фигуры – это голова или ее заменяющие.

ХарактеристикаИнтерпретация
Голова повернута вправоМожно говорить о действенности человека
Голова повернута влево Можно говорить о том, что человек склонен к размышлению и рефлексии. В основном это человек мыслей, а не действия
Голова повернута анфас, то есть, на смотрящегоМожно говорить уже о такой тенденции, как эгоцентризм

Надо обратить внимание на увеличенный  размер головы относительно тела –  это говорит о том,  что человек ценит рациональные начала, причем не только в себе, но и в окружающих.  

Расположение деталей на голове

В эту категорию входят:

  • Рот;
  • Уши;
  • Глаза.

Уши имеют  прямое значение – это заинтересованность в информации, в  частности информации о себе.

Рот

ХарактеристикаИнтерпретация
Открыт, без прорисовки губ, с большим языкомГоворит  о болтливости человека
Прорисована еще губаЭто говорит о чувствительности человека
Если рот открыт, он с зубами большими страшным, без прорисовки губ и языкаЭто говорит о защитной агрессии человека

Глаза  также имеют прямое значение  – это отражение страха, при этом это подчёркивается прорисовкой радужки.

Хвост

ХарактеристикаИнтерпретация
Хвост повернут вправоЭто отношение человека к своим поступкам и поведению
Хвост повернут влевоЭто отношение человека к своим мыслям и решениям

Тело и ноги

ХарактеристикаИнтерпретация
Нет ногПассивность, маленький опыт в социальных отношениях
Много ногПотребность в поддержке, опоре
Толстые и большиеМаленький опыт в отношениях внутри социума, потребность в поддержке
МаленькиеЛегкомысленность, импульсивность
Одинаковые лапыЧеловек не отличается какими-либо творческими способностями
Хорошее и аккуратное соединение лап с теломУмение нести ответственность за свои поступки и решения
Небрежное соединение с теломПлохой самоконтроль

Характер линии

Это следующий важный критерий. На него следует обратить особое внимание, потому что он отражает степень тревожности человека.

ХарактеристикаИнтерпретация
 Линии пунктирные, прерывистый или происходит усиленный  нажим, многократное проведениеЭто говорит о повышенном уровне тревожности человека
Линии слабо заметныеВ одном случае можно говорить о том, что человек просто устал. А в другом случае,  это может говорить о том, что человек сам по себе очень скрытный и он пытается этими же качествами наделить свое животное.

Дополнительные части животного

ХарактеристикаИнтерпретация
Панцирь или чешуяПотребность в защите
Иглы и шипыСклонность  к агрессии, но в целях защиты себя
Густая шерстьБольшая значимость сексуальной сферы
Узор на шкуреДемонстративность
Раны и шрамыСклонность к неврозу
Механические части телаПроблемы в общении с другими, интроверт
ОружиеАгрессивность
КрыльяРомантичность

Анализ рисунка от психолога

Наталия Холоденко – психолог мотивационный спикер, женщина, которая создает себя сама!

Наталия Холоденко прошла путь к успеху – от психолога до основателя и руководителя Международного центра психологии Наталии Холоденко.

Сейчас Наталия – востребованный психолог, кандидат философских наук, популярный педагог, тренер личностного роста и телеведущая. Наталия Холоденко более 18 лет консультирует, организовывает семинары и обучает других, чтобы сделать их жизнь счастливее и успешнее с помощью психологии.

В видео представлен практический телекласс «Несуществующее животное», который Наталия ведет вместе со своей коллегой Екатериной Бабенко.

На этом телеклассе идет разбор на примерах такой проективной методики, как тест «Несуществующее животное». В видео вы узнаете:

  • Основные структурные элементы животного;
  • Какие бывают разновидности этих элементов;
  • Как проанализировать свои рисунки и рисунки других людей.

Отзывы о тесте

Юлия

 «Несуществующее животное» – интересная техника. Вы просто просите ребенка нарисовать несуществующее животное (не сказочное, не мифическое, не из мультфильма), которого раньше никто не видел. С помощью этого ребенок расскажет о себе много интересного. Например, мой ребенок рисовал. Вот интересный хвост с заметными шипами – признак агрессии, желания от кого-то защититься. Зубы также указывают на словесную агрессию (грубые слова). Это поверхностно. Попробуйте, это интересно.

Екатерина

Когда делаешь диплом, и решаешь пройти методику, которую использовала для исследований.
В общем, это несуществующее животное. Собственно, узнала, что я активно стремлюсь реализовать все свои планы (правда это для меня не новая информация), я ценю в себе и в других людях интеллект, эрудицию, также у меня преобладание рационального над эмоциональным при принятии решения. Имеется у меня творческое начало, уверенность в своих действиях, а также неимоверное количество страха и тревоги, даже резкая тревожность (конечно, у меня ещё экзамены впереди и защита диплома), усталость. Также есть агрессия (но не в критическом количестве). Да и демонстративности у меня тоже есть немного (в основном выражается в демонстрации своих умственных способностей, эрудиции). И к какому выводу можно прийти? Я обычный, замученный, иногда выпендривающийся человек.


Кристина

Впервые я столкнулась с психологией в 10 лет.

Тогда мы с шахматным клубом поехали в другой город на соревнования. Это было веселое приключение: куча детей, жизнь в общаге, роллтон с колбасой из еды и один сопровождающий тренер, которому 24 года (тренеров было больше, но по факту заботами о детях грузили одного-двух).

Так вот этот преподаватель одно время увлекался курсами психологии и решил попробовать на нас всякие тесты. Например, один из довольно известных, который дают в школе – нарисовать “Несуществующее животное”. Мы старательно рисовали всяких зверей, а потом разбирали что какие черты значат.

Мне так понравилось это знание, что я попросила интерпретацию теста переписать к себе в тетрадку и ходила потом довольная, думая, что буду знать о людях все. Вот такое заблуждение детства.

Со временем мое отношение к тестам поменялось. Мне кажется, они нужны, чтобы выделить пограничные расстройства или определить психические отклонения. 

Заключение

 Тест «Несуществующее животное» довольно популярный. Но кроме этой проективной методики есть и другие. Предлагаем прочитать нашу статью и испробовать другие методики «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых»

Поделитесь знаниями:

Отметьте, насколько Вам понравилось:
[Всего: 0 Средняя оценка: 0]

А Вы что думаете об этом?

Adblock
detector